Какие мультфильмы показывать детям, а от каких лучше воздержаться? Какому возрасту, какие мультфильмы наиболее соответствуют? Как сделать мультфильм помощником в воспитании ребёнка? На эти и многие другие вопросы призван ответить проект "Внимание! Мультфильм!".
В современной мире существует чрезвычайное количество разнообразных отечественных и зарубежных мультфильмов, что приводит к тому, что родителям и педагогам крайне сложно сориентироваться в этом многообразии, оценить качество этих фильмов и выбрать из них наиболее подходящие для просмотра детям.
Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая мультфильм, что может привести к весьма нежелательным последствиям. А современный ребёнок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
• мультфильмы расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями;
• показывает примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
• способствуют формированию оценочного отношения к миру, развитию мышления, пониманию причинно-следственных связей;
• формируют эстетический вкус, чувство юмора;
• помогают реализовать эмоциональные потребности детей и др.
При верном выборе мультфильма и совместном с ребёнком анализе увиденного мультфильм станет мощным помощником в воспитании.
Проект направлен на выявление развивающего потенциала в мультфильмах и разработку методических рекомендаций родителям и педагогам.
Формы работы:
• Индивидуальные и групповые занятия с детьми (от 5 до 30 занятий)
• Мастер-классы (обучение) родителей и педагогов работе по нашей методике (1-2 дневные семинары; индивидуальные консультации)
Занятия с использованием мультфильмов нацелены на решение таких задач воспитания, как:
• трудовое воспитание – если нужно доказать жизненную необходимость трудиться;
• формирование основ целеполагания для воспитания конкурентоспособной личности, чтобы осмысленно выбирать цели и средства их достижения;
• формирование позитивного отношения к школе – покажем необходимость получения знаний в жизни каждого, даже маленького человека;
• формирование отвращения к лени – высмеем лентяев;
• экологическое воспитание – покажем красоту окружающего мира и необходимость его беречь;
• формирование основ гигиены – расскажем, почему нужно чистить зубы, умываться и следить за чистотой;
• а также многое другое.
Все занятия способствуют развитию ребенка, в том числе интеллектуальному (дети учатся думать, рассуждать, находить главную мысль в мультфильме, делать выводы); нравственному (так как в большинстве мультфильмов поднимаются нравственные вопросы, требующие размышлений и оценки); эстетическому (красивые понятные образы героев, высокий стандарт речевой культуры); развитию речи ребёнка (дети учатся чётко и ясно отвечать на вопросы, формулировать свои мысли).
Наши достижения
1. Проект существует с 2007 года. За это время проанализировано более 1000 мультипликационных фильмов; по всем мультфильмам даны рекомендации к просмотру.
2. Опубликовано 16 научных статей, в том числе в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ.
3. Опубликованы аналитические статьи на сайте Молодёжной палаты при Челябинской городской думе (www.molpalat74.ru), на сайте депутата Челябинской городской думы Д. В. Девяткина (www.devjatkin.ru), на сайте Уполномоченного по правам ребёнка Свердловской области И. Р. Морокова (www.svdeti.ru):
• "Мульт-воздействие",
• "Антиэстетика мультфильмов "Трансформеры",
• "Единое мультипликационное искусство европейских стран и России",
• "Современные дети не любят советские мультфильмы? Опровергнуто практикой",
• "Конкурентоспособность с детства",
• "Достижения и противоречия Закона о защите детей от вредной информации" и др.
4. Опубликована статья "Чему учат мультики?" по итогам интервью со мной в газете "Уральский рабочий – Вечерний Екатеринбург" от 24 февраля 2011г.
5. Разработана, апробирована и внедрена в ДОУ программа формирования представлений о целеполагании у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов, опубликованная в методическом пособии "Внимание! Мультфильм!: Книга для родителей и педагогов".
6. Опубликованы книга: Бурухина А. "Внимание! Мультфильм!: книга для родителей и педагогов: методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста: [методическое пособие]". – Челябинск, 2011. – 92 с.
7. Разработан курс семинаров для родителей и педагогов; проведён семинар-практикум для педагогов начальной школы МБДОУ СОШ №166 "Современный анимационный фильм в работе учителя начальных классов" на базе Центра развития творчества "Одаренность и технологии" 24.03.2011 г.
8. С 2010 года ведутся курсы занятий с детьми в рамках 7 учреждений дошкольного и дополнительного образования г. Екатеринбурга (более 110 участников); программа занятий рассчитана на 2-5 мес.
9. Собрана большая эмпирическая база примеров положительного и негативного влияния мультфильмов на детей. Опрошено более 250 детей 5-10 лет и собрано более 250 рисунков героев любимых мультфильмов.
10. Результаты работ представлены:
– на международных, региональных научно-практических конференциях (г. Екатеринбург, 2009-2011 гг.; г. Челябинск, 2010-2011 г., г. Шадринск, 2010 г.);
– на общественно-педагогических форумах (Челябинск, 2010-2011);
– в совместных заседания дискуссионных общественно-политических клубов (Некоммерческого партнерства "Центр социально-консервативной политики – Урал", Екатеринбургского отделения "Клуб политического действия "4 ноября", "Государственно-патриотического клуба – Урал"); в круглых столах НП "ЦСКП – Урал" (2014-2015);
11. Проект "Внимание! Мультфильм!", заключающийся в реализации программы формирования представлений об элементах целеполагания у детей дошкольного возраста, победил в конкурсе молодёжных проектов Законодательного Собрания Челябинской области "Челябинская область – это мы!" в номинации "Лучший социальный проект" (декабрь 2012 года).
12. Проект поддержан:
• Молодёжной палатой при Челябинской городской думе,
• Молодёжной палатой при Екатеринбургской городской думе,
• Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Мороковым Игорем Рудольфовичем.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Проект - Внимание! Мультфильм!