«Техническая эстетика»
В документальном фильме "Техническая эстетика". мы хотели бы показать грандиозные проекты и разработки ушедшей эпохи, осмыслить и передать опыт наших учителей новому поколению. Герои фильма активно работали на гражданских и оборонных промышленных предприятиях СССР с 1960-1990 гг. Среди них дизайнер ледокола «Ленин» Алексей Печкин, дизайнер и скульптор Владимир Свердлов, глава Союза дизайнеров Санкт-Петербурга Александр Тимофеев и многие другие. Они рассказывают о предпосылках появления профессии, случившихся промышленных и социальных революциях, которые повлияли на развитие дизайна в Санкт-Петербурге и за его пределами.
Фильм создается при финансовой поддержке Свердловского регионального общественного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества "Возрождение", Фонда Президентских грантов, и организационной поддержке СПб Союза дизайнеров и СПбГХПА им. Штиглица
В 2017 году, в городе Екатеринбурге вышел фильм, посвященный уральскому дизайну в Советском Союзе. Его сняли выпускники архитектурного Университета Илья Полянских, Антон Балакин и режиссер-документалист Лев Маврин.
В конце 2017 года авторы фильма совместно со Свердловским региональным общественным фондом развития кино и телевидения “Возрождение” выиграли Президентский грант на съемки второй серии, которая будет рассказывать о проектах промышленного дизайна Санкт-Петербурга. Как зародился проект и во что он вырос вы можете прочитать в этой статье.
Глава I. Идея
“Во время обучения в магистратуре УрГАХУ у нас было задание представить себя кем-то из авторов журнала «Техническая эстетика». В архивах сохранилось много журналов, которые почти никто не читал. Мы заметили, что тема советского дизайна мало изучена, поэтому решили спросить лично у бывших сотрудников ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. - Прим.ред.), готовы ли они поделиться своим опытом. Так пришла идея сделать кинопроект при непосредственном участии тех, кто создавал советский дизайн.” - Илья Полянских, автор проекта.
Из интервью http://itsmycity.ru/blog/post/id/7088
Основой фильма стали личные архивы советских дизайнеров. В основном - это свидетельства на промышленные образцы, которые вручали дизайнерам после защиты своих проектов перед специальной комиссией и присваивали изделиям Знак качества.
Будучи постоянным участником летних образовательных форумов, я понял, что темой отечественной истории дизайна в России занимаются единицы и тема не изучена совершенно. В то время, как творцы этой истории совершали прорывы мирового уровня, о них практически никто не знает. Исследуя эту тему, мы захотели познакомить наших коллег-дизайнеров с советским дизайном. Мы подготовили заявку на грант форума “Таврида” и заняли первое место в грантовом конкурсе. Обрадовавшись тому, что тема убедила экспертную комиссию, мы принялись за работу и проект стартовал.
По мере погружения в историю,мы поняли, что не получится сделать легкий формат мини-интервью, зато получится создать целый документальный фильм с использованием архивных материалов, лично полученных от героев истории.
Глава II. Исследование
Процесс исследования архивов настолько затянул нас, что нам удалось собрать больше 1,5 ТБ файлов: от редкой видео-хроники Института до личных архивов героев. Для нас было большой честью прикоснуться к истории дизайна и увидеть те проекты, которые не видел практически никто, потому что большинство из них так и не были реализованы на предприятиях страны.
В работе над архивами нам здорово помог Уральский музей архитектуры и дизайна, предоставив технику и силы своих сотрудников для оцифровки материалов.
Глава III. Реализация
Весь съемочный период работы над фильмом занял около двух недель. За первую неделю были записаны интервью с героями проекта, а за вторую отсняты натурные кадры.
Изначально мы понимали, что нам не удастся воссоздать и отснять постановочные кадры 50-ых - 80-ых годов деятельности Уральского филиала ВНИИТЭ, значительный вклад в создание картины внесли музеи города Екатеринбурга, которые предоставили уникальную пленочную кинохронику Свердловска. Помимо отснятого материала и кинохроники было принято решение воссоздать уникальный проекты дизайнеров ВНИИТЭ с помощью 3-d графики.
Монтажный период занял около месяца. Из 15 двух-часовых интервью были отобраны 45 минут повествования.
Одна из особенностей проекта - уникальный саунд-трек, который был написан на Поливоксе (известный уральский синтезатор, популярный по всему миру). Его задачей было погрузить зрителя в атмосферу ретро-футуризма и подчеркнуть стремления советского народа.
“Самое сложное - четко выстроить беседу со спикером, чтобы получить самые яркие воспоминания. Наши герои - это творческие люди в годах, которые готовы рассказать обо всем, очень много показать, охватить весь период. Но нам нужно четко соблюдать тайминг и выделить самые яркие события в профессиональной жизни каждого из спикеров. Это фильм-исследование, и мы организуем его в единую полноценную структуру.” - Лев Маврин, режиссер.
Из интервью http://itsmycity.ru/blog/post/id/7088
Глава IV. Продвижение
После окончания съемочного периода, одновременно с монтажом фильма, мы занялись его продвижением в городских и областных медиа. Мы очень хотели избавить советский дизайн от пыли времени и придумали спецпроект - фотосессию с уральскими fashion-дизайнерами. Так мы объединили два поколения уральских дизайнеров и привлекли молодую аудиторию, которая увидела, что советский дизайн может быть модным.
“Мы планируем презентацию фильма в рамках форума «Global Industrial Design» на Иннопроме-2017, поскольку организаторов форума заинтересовала наша работа, но сейчас пока обсуждаем формат презентации.” - Антон Балакин, продюсер фильма, соавтор проекта.
Из интервью http://itsmycity.ru/blog/post/id/7088
Впервые трейлер фильма был представлен на международной промышленной выставке "Иннопром-2017". На выставке проект вызвал большой интерес публики, на ней также было объявлено о планах начать работу над документальным циклом, посвященному опыту советского дизайна.
Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/ural-news/4536823
На радио и теле-эфирах мы приглашали зрителей на премьерный показ фильма. И результат превзошел наши ожидания - в кинозал Ельцин центра пришло рекордное количество зрителей, что пришлось даже составлять дополнительный ряд из стульев.
В поддержку фильма мы также выступали на фестивалях посвященных дизайн-тематике. В апреле нас пригласили рассказать о проекте на международном форуме “Design Start-up” в Уральском центре развития дизайна. А в августе, в рамках IV Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства, мы выступили с презентацией на фестивале “Дизайн Пятница”.
https://vk.com/designstartup?w=wall-113048097_1070
https://www.facebook.com/events/731698973699842/
Глава V. Премьера
Премьерный показ прошел в городе Екатеринбурге, в Ельцин Центре 26 сентября 2017 года.
Зал вместимостью 250 человек был переполнен, на фильм пришло около 300 человек.
После показа состоялась творческая встреча с героями проекта и обсуждение со зрителями.
После премьеры, фильм начал свою фестивальную жизнь. Также шла подготовка к спец-показу в городе Москва в здании Телеграфа на Тверской 7, куда пришли
свыше 350 человек. Показ состоялся 12 декабря 2017 года.
Закрытые показы картины состоялись в городах:
- Киров (около 100 человек)
- Кострома (80 человек)
- Белгород (50 человек)
- Санкт-Петербург (180 человек)
- Курган (90 человек)
Фестивальная история проекта еще не закончена, картина в данный момент участвует в конкурсах и фестивалях документального кино. Однако, фильм уже успел получить несколько наград, в том числе почетную бронзу на фестивале социальных инициатив “Пора” в Белгороде.
В открытый доступ первая серия “Техническая Эстетика: Дизайн на Урале” будет выложена летом 2018 года, после участия в кинофестивалях.
Работа над второй серией уже началась. Следите за информацией на сайте фонда и в группах в соц. сетях. https://vk.com/sovietdesignfilm
СМИ о проекте:
http://itsmycity.ru/blog/post/id/7088
http://tass.ru/ural-news/4536823
http://blankmag.ru/soviet-design-1960-1990/
https://tatlin.ru/articles/premera_filma_o_sovetskom_dizajne_1960-1990-x
Количество просмотров:
Вернуться в раздел «Техническая эстетика»